Если Вы посетили раздел «Профориентационая работая» нашего сайта, значит, вопрос выбора профессии является для Вас актуальным.
Выбрать дело по душе, которое будет, приносит удовольствие и радость - это сложная задача и ее надо решить только на «5».
Материалы данного раздела направлены на то, чтобы помочь в выборе профессии.
Желаем успеха!!!
Информация об учебных заведениях Ивановской области
Ссылки на официальные сайты учебных заведений Ивановской области:
Ивановский государственный университет
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
Ивановская государственная медицинская академия
Ивановский государственный химико-технологический университет
Ивановский государственный политехнический университет
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. Д.К.Беляева
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова — филиал в г. Иваново
Ивановский институт ГПС МЧС РФ
Ивановский энергетический колледж
Ивановский колледж сферы услуг
Ивановский медицинский колледж
Ивановский автотранспортный колледж
Юрьевецкий агропромышленный колледж
Ивановский машиностроительный колледж
Кинешемский педагогический колледж
Кинешемский медицинский колледж
Ивановский педагогический колледж
Палехское художественное училище
Советы по выбору профессии
Советы психолога
Мир профессий огромен, но для того чтобы сделать правильный выбор необходимо тщательно разобраться в себе, во внутренних свойствах, данных от природы.
Профессия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.
Наличие профессии позволяет понять, раскрыть себя, реализовать.
Становясь взрослым и покидая родительский дом, человек должен обеспечить себе условия проживания, питания, одежду. Для этого он должен работать. Человек может обладать многими знаниями и умениями. Он может быть одновременно прекрасным слесарем, кондитером, математиком или программистом. Все эти навыки он может использовать в качестве своей профессии. Но, прогнозируя свое будущее, он должен остановиться на одной из них – той, занятие которой принесет ему больше выгоды и удовольствия
Поэтому профессия и возможность ее получения так важна для каждого.
Ошибки, которые часто возникают при выборе профессии:
- отношение к выбору профессии как к неизменному;
-бытующее мнение о престижности профессии;
-выбор профессии под влиянием товарищей, за компанию чтобы не отстать;
-перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
-увлечение только внешней или какой -нибудь частной стороной профессии.
Вступление во взрослую жизнь не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темп развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.
“ Кто Я?”, “ Кем стану?”, “ Каким Я хочу и должен быть?”. Именно с вопросов к себе и о себе связана перестройка самосознания. В 16 -17 лет оценивают себя, прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и благополучии.
Все в детстве мечтают о том, чтобы стать кем-то великим, важным или известным. Выбор профессии – важный шаг из юности во взрослую жизнь. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, для этого нужно “ регулярно сверять часы” с детскими мечтами, детская мечта должна сохраняться в душе.
Кто бы, что не говорил, а он с упорством фанатика штудирует учебники по физике и биологии, или посещает кружек “ Юный физик” и хорошо представляет себе, кем быть и куда поступить – перед Вами счастливчик!
Хорошо когда проблема выбора профессии тревожит – это означает социальную и психологическую зрелость подростка. Хуже, если ему пока все равно, и он пойдет туда, куда мама за ручку отведет.
Профессия должна приносить удовольствие, вызывать положительные эмоции и обеспечивать максимальную реализацию возможностей.
Меняется эпоха, она диктует условия, при которых деятельность должна быть профессиональна. Профессиональный труд – это всегда красиво, будь то станочник или художник, учитель или банковский оператор. Профессионала отличает уверенность, отсутствие суеты, нервозности, внутренняя удовлетворенность. Немаловажным условием профессионализма являются способности личности к определенному виду деятельности, ее профессиональная направленность. Человеческая потребность в определенной профессиональной деятельности рассматривается как профессиональная склонность. Подросток должен знать, что в основе профессионального труда заложен принцип трех “ И”.
Профессиональная пригодность – свойство личности, о которой можно судить по двум критериям:
- успешности овладения профессией,
- по степени удовлетворенности своей деятельностью.
Для того чтобы стать профессионалом в своей профессии, сделать правильный выбор, подростку необходимо проанализировать всю собранную информацию об интересующих профессиях. Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей профессии. Необходимо отдавать себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены. Иногда полезно начинать свою карьеру не с теории, а с практики. Например: многие талантливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше тело, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той, или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является –выбор профессии. Оттого насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих - большая жизненная удача. Будет это или нет - во многом зависит от желания сделать основательный и разумный выбор профессии.
Методики для определения интересов и склонностей для выбора профессии
КАРТА ИНТЕРЕСОВ (С.Я.Карпиловская) Инструкция
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Методика "Матрица выбора профессии"
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Е.А.КЛИМОВ)
Список литературы по профориентации
1.БедареваТ.,ГрецовА.100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов.-Спб,2008.
2.Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ.-Ярославль:Центр«Ресурс»,2003.152с.
3.БендюковМ.А.Ступеникарьеры:азбукапрофориентации.-Санкт-Петербург:Речь,2006.–236с.
4.Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интертатов.-М.:Генезис,2012.
5.ГрецовА.Выбираемпрофессию.Советыпрактическогопсихолога.-Спб,2006.
6.ГуроваЕ.В.Профориентационнаяработавшколе:методическоепособие.-Москва:Просвещение,2007.–95с.
7.ЗеерЭ.Ф.Психологияпрофессий.Учебноепособие.-АкадемическийпроектФонд«Мир»,2006.
8.ЗеерЭ.Ф.Психологияпрофессиональногосамоопределниявраннейюности.-МПСИ,2008.
9.КлимовЕ.А.Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика.-М.:Academia,2004.–301с.
10.Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие—Спб:Речь,2013.
11.КозловскийО.В.Какправильновыбратьпрофессию:методики,тесты,рекомендации.–Донецк.-2006.–800с.
12.МинюроваС.Психологиясаморазвитиячеловекавпрофессии.-Москва,2008.
13.МучинскиП.Психология,профессия,карьера.-Спб,2004.
14.ПавловаТ.Л.Профориентациястаршеклассников:диагностикаиразвитиепрофессиональнойзрелости.-Москва:Сфера,2006.-118с.
15.Профориентационныеигры:практикумпопрофориентационной
работе. Составители: З.В.Горбачева, О.Н.Кащеева, Т.Н.Кузьмина, М.Н.Хахунова/Подред.И.В.Кузнецовой,канд.пс.наук.Ярославль:Центр«Ресурс»,2004.120с.
16.Предпрофильнаяподготовка.Путькпрофессии:учебнаяпрограммадля общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллективспециалистовцентра«Ресурс»;подобщейред.О.В.БольшаковойН.П.Анисимовой,И.В.Кузнецовой.–Ярославль:Центр«Ресурс»,2006.–46с.
17.Профориентационныйтренингдлястаршеклассников"Твойвыбор"/подред.Н.В.Афанасьевой.-Санкт-Петербург:Речь,2007.-365с.
18.ПряжниковН.С.Методыактивизацииличногоипрофессиональногосамоопределения.-МПСИ,2002.
19.ПряжниковН.С.Профориентациявшколе:игры,упражнения,опросники(8-11классы).-М.:ВАКО,2005.-288с.-(Педагогика.Психология.Управление).
20.ПряжниковН.С.Профессиональноесамоопределение.-М.,2008.
21.ПряжниковН.С.Активизирующаяпрофконсультация:теория,методы,программы.-Академия,2014.
22.РезапкинаГ.В.Яимояпрофессия:Программапрофессиональногосамоопределениядляподростков:Учебно-методическоепособиедляшкольныхпсихологовипедагогов.-М.:Генезис,2007.-128с.
23.РезапкинаГ.В.Скораяпомощьввыборепрофессии-М.:Генезис,2007.
24.РезапкинаГ.В.Психологияивыборпрофессии.-М.:Генезис,2007.
25.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа
предпрофильнойподготовки.-М.:Генезис,2007.
26.РомановаЕ.С.99популярныхпрофессий:психологическийанализипрофессиограммы.-2-еизд..-Санкт-Петербург[идр.]:Питер,2006.-460с.
27.СазоновА.Д.Профессиональнаяориентацияучащихся—М.,1988.28.СтепанскийВ.И.Психологическиефакторывыборапрофессии:
теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва:Московскийпсихолого-социальныйин-т,2006.-108с.
29.Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация вобразовательныхучреждениях.-Феникс,2005.
30.ТрошинО.В.Основысоциальнойреабилитацииипрофориентации:учебноепособие.-М.:ТЦСфера,2005.
31.ТюшевЮ.Выборпрофессии:тренингдляподростков.–Спб.-2006.
32.ФранклВ.Человеквпоискахсмысла.-М.1990.
33.Чернявская А.П. Психологическое консультирование попрофессиональнойориентации.-М.:Изд-воВЛАДОС-ПРЕСС,2001.-96с.-(Психологиядлявсех).
34.ЧистяковаС.Н.Критерииипоказателиготовностишкольниковкпрофессиональномусамоопределению.М.-1997.
35.ШевцовМ.Ф.Тренинг«Профориентациядлястаршеклассников»-Санкт-Петербург:Речь,2006.
36.ШеховцоваЛ.Ф.Психологическоесопровождениевыборапрофессиившколе.-Ростов-на-Дону:Феникс;Санкт-Петербург:Северо-Запад,2006.-175с.
Какие книги прочитать
Наверняка у вас есть на примете профессии, о которых хотелось бы узнать больше. Выбирайте интересную сферу и читайте книги о профессиях!
Авиация:
Антуан де Сент-Экзюпери был увлеченным летчиком. Прочитайте такие его произведения, как «Планета людей», «Ночной полет», «Военный летчик».
Артур Хейли «Взлетно-посадочная полоса ноль-восемь», «Аэропорт».
Автомобильная промышленность:
Книга мастера производственного романа Артура Хейли «Колеса».
Археология:
Курт Вальтер Керрам «Боги, гробницы, ученые».
Банковское дело:
Теодор Драйзер «Финансист»;
Николай Барковский «Мемуары банкира».
Библиография:
Александр Рубакин «Рубакин».
Биология:
Джеральд Даррелл (любые произведения);
Вениамин Каверин «Открытая книга»;
Поль де Крюи «Охотники за микробами».
Ветеринария:
Галина Романова «Если верить Хэрриоту».
Военное дело:
Сунь Цзы «Искусство войны»;
Владислав Кардашов «Рокоссовский».
Генетика:
Владимир Дудинцев «Белые одежды»;
Джеймс Д. Уотсон «Двойная спираль».
Геология и геодезия:
Лев Гумилевский «Вернадский»;
Григорий Федосеев «Злой дух Ямбуя».
Гостиничное дело:
Артур Хейли «Отель».
Дизайн и изобразительное искусство:
Александр Родченко «Линия»;
Винсент Ван-Гог «Письма».
Драматургия:
Лайош Эгри «Искусство драматургии»;
Михаил Булгаков «Театральный роман»;
Сомерсет Моэм «Театр».
Журналистика и редактирование:
Сергей Довлатов «Компромисс»;
Карел Чапек «Двенадцать приемов литературной полемики, или Пособие по газетным дискуссиям».
История:
Арон Гуревич «История историка»;
Юрий Домбровский «Хранитель древностей»;
Умберто Эко «Как написать дипломную работу».
Киноиндустрия:
Сергей Эйзенштейн «Мемуары».
Культурология:
Юрий Дотман «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства».
Маркетинг и экономика:
Теодор Драйзер «Титан»;
Ричард Брэнсон «К черту всё! Берись и делай!».
Медицина:
Михаил Булгаков «Записки юного врача»;
Антон Чехов «Рассказы»;
Артур Хейли «Окончательный диагноз».
Менеджмент и управление персоналом:
Николо Макиавелли «Государь»;
Ли Якока «Карьера менеджера».
Морские профессии:
Константин Станюкович «Морские рассказы»;
Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта».
Музыка:
Томас Манн «Доктор Фаустус».
Педагогика:
Антон Чехов «Палата номер шесть»;
Шарлотта Бронте «Городок».
Переводческая деятельность:
Умберто Эко «Сказать почти что то же самое. Опыты о переводе»;
Корней Чуковский «Высокое искусство».
Право:
Джон Гришэм «Адвокат».
Психология и психиатрия:
книги Владимира Леви;
Ирвин Ялом «Психотерапевтические истории».
Сельское хозяйство:
Алексей Смирнов «Вершки и корешки»;
Юрий Новиков «Беседы о животноводстве».
Строительство и архитектура:
Аркадий Гольдштейн «Зодчество».
Театр:
Сергей Юрский «Игра в жизнь»;
Константин Станиславский «Работа актера над собой».
Физика:
Даниил Данин «Резерфорд».
Филология:
Михаил Гаспаров «Записки и выписки»;
Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки».
Химия:
Айзек Азимов «Краткая история химии. От магического кристалла до атомного ядра»;
Михаил Васин «Два шага до чуда».
Наука в целом:
Евгений Лебедев «Ломоносов»;
Борис Тарасов «Паскаль».
Информация об участии в проекте "Билет в будущее"
Проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов «Билет в будущее» реализуется по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» от 23 февраля 2018 года № Пр-328.
Впервые «Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках нацпроекта «Образование».
Цель — сформировать у учащихся средней и старшей школы навыки по осознанному выбору будущей профессии. Проект включает профориентационное тестирование на цифровой платформе и различные офлайн-мероприятия.
«Билет в будущее» входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 года № 3.
В 2021 году федеральным оператором проекта является Фонд гуманитарных проектов. Официальный сайт проекта - Билет в будущее 2021
В целях реализации проекта «Билет в будущее» на территории Пучежского муниципального района Ивановской области с учащимися 6-11-х классов в проведены следующие мероприятия:
- обеспечение регистрации на платформе bvbinfo.ru,
- проведение 3 профориентационных онлайн-уроков,
- проведено 2 практических занятия на базе Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Юрьевецкий агропромышленный колледж». Практические мероприятия — это профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности.
- организация прохождения онлайн-диагностики обучающихся
Все мероприятия разного уровня сложности и длительности, при этом были доступны каждому ребенку без предварительной подготовки и специальных знаний. Мероприятия проходили в онлайн-формате. Участие происходит за счет государственной субсидии, поэтому бесплатно для детей и родителей.
Участвуя в проекте «Билет в будущее», мы не выбираем с детьми профессию, а учим выбирать. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.
Ф.И.О. координатора проекта в Пучежском муниципальном районе: Гаюкова Ирина Владимировна, заместитель директора МОУ «Лицей г.Пучеж»
Интерактивная сеть Траектория.онлайн – молодежная площадка, где школьники и студенты могут бесплатно пройти тестирование и узнать, какие учебные заведения и места работы им подходят с учетом психологических и личностных характеристик.
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников, которая была запущена в ноябре 2016 года. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ПРОЕКТОРИЯ» (ранее - «Будущие интеллектуальные лидеры России»)
Ключевой офлайн-формат, проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года. Объединяет ведущих экспертов и лидеров индустрий, лучших педагогов страны и мотивированных школьников для решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения.
ВСЕРОССИЙСКИЕ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ «РОССИЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ»
Регулярные уроки по профессиональной навигации для старшеклассников являются частью учебного процесса и проходят в режиме «онлайн». Каждый урок собирает более 1 млн участников из 22 тыс. школ.
Страница в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/proektoria
Видеозаписи открытых уроков "ПроеКТОрия: https://proektoria.online/lessons
Об итогах муниципального творческого конкурса «Мои родители на работе»
Самоопределение выпускников МОУ «Лицей г.Пучеж» 2019-2020 учебный год
Самоопределение выпускников МОУ «Лицей г.Пучеж» 2020-2021 учебный год
Лето- 2022. Начинается формирование летних трудовых отрядов.