Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание программы расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии на жизнедеятельность человека.
Актуальность данного курса обусловлена:
- необходимостью соединения предметного знания с жизненным контекстом, что является важным условием для формирования внутренней учебной мотивации;
- возможностью формирования надпредметного и межпредметного взгляда на природу изучаемого;
- развитием самообразовательных умений и навыков;
- востребованностью полученных знаний в практической деятельности;
- реализацией углубленного изучения отдельных тем с целью подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА;
- наличием в школе всех необходимых ресурсов для проведения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Введение (1ч). История развития химии. Химическая азбука: символика, химическая формула, химическое уравнение.
1. Математика в химии (4 ч). Масса атома и молекулы. Массовая доля элемента и расчеты по ней. Воздух и объемная доля газа в газовых смесях.
Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего?
2. Химия в природе (7ч). Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в природе. Химия и биология. Биогенные элементы. Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды. Кристаллическая и др. вода. Химические реакции вокруг нас. Горение и тление. Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды (органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность).
3. Химия в доме (8ч). Химические вещества в нашем доме. Химия чистоты. Химчистка дома. Соли в природе, соли в клетке. Косметика и химия. Строительная химия.
Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств. Практическая работа 4: Выведение пятен.
Практическая работа 5: Приготовление растворов для бытовых нужд. Путешествие по домашней аптечке – игра.
4. Химия и продукты питания (7ч.). Продукты питания и энергия. Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Пищевые добавки. Молоко и молочные продукты. Качество продуктов и здоровье
Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам). Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания
Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.
Практическая работа 9. Исследование йогурта.
5. Химия в промышленности (5 ч.). Химическая промышленность Московской области. Профессии, связанные с наукой химией. Химия в биотехнологии. Экологический компонент
химических производств. Экологическая безопасность атмосферы. Экологическая безопасность воды.
Игра «Последний герой».
2 год обучения
Предусматривает изучение и повторение материала по химии в ходе выполнения расчетных и экспериментальных задач, проведения лабораторных опытов и практических работ, создания исследовательских мини-проектов. При этом максимально полно должна прослеживаться самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Позиция учителя состоит в том, что он корректирует, инструктирует учащихся и создает условия для самостоятельной отработки значимых навыков.
Введение (1 час) : Химия и глобальные проблемы человечества.
Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Роль химии как науки в решении проблем.
1. Вещество и опыты с ним (8 часов)
Методы исследования состава веществ, моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле. Многообразие химических веществ в природе. Направления использования веществ в технике. Закон постоянства состава вещества. Вариативность задач с использованием понятия
«молекулярная формула».
Практические занятия: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом.
2. Вещества в технике и быту (ознакомление с характеристиками отдельных веществ).
2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (11 часов)
Химические превращения в теории и на практике. Типы и условия химических превращений. Символьная запись химической реакции. Стехиометрические законы химии. Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ (открытые, полуоткрытые и закрытые). Задачи с использованием цепочек. Окислительно-восстановительная реакция. Особенности ОВР в растворах. Гидролиз солей.
Практические занятия: 1. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ.
2. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ.
3. Особенности ОВР в растворах.
3.Смеси в природе и технике. (7 часов)
Классификация смесей. Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси.
Природные смеси. Растворы. Смеси в практической деятельности и в жизни человека. Задачи с использованием смесей. Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей (решение через систему уравнений).
Практические занятия: 1. Приёмы разделения смесей. 2. Определение количественного содержания жира в молоке.
4. Законы химии. (3 часа)
Закон сохранения массы и энергии. Основные газовые законы в химической реакции (Гей- Люссака, Авогадро, Менделеева - Клапейрона). Применение законов в химической и производственной практике (решение производственных задач, написание уравнений химических реакций).
5. Химия и промышленность ( 3 часа).
Отрасли химической промышленности. Важнейшие технологические приемы, используемые при производстве химических продуктов. Химия и лакокрасочная промышленность: природные красители и их использование, искусственные краски, проблемы загрязнения окружающей среды и их решения. Бытовые химические вещества (строительные и отделочные материалы, СМС, лекарства).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся не только к химической науке, но и к процессу обучения в целом, ценности химических знаний как части мировоззрения современного человека.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
В курсе предусморены следующие пути формирования действий, направленных на развитие личностных качеств учащихся.
Пути формирования действий ценностной ориентации:
- диспуты, исследования и обсуждения на тему экологической направленности: «Химия питания», «Бытовая химия», «Медицинская химия», «Проблемы загрязнения воды, воздуха на территории края, страны, мира», «Адское озеро», «Вулканы и их последствия», «Что такое смог? Причины и влияние его на организм человека»
- разработки учебных проектов о воде, воздухе, химических аспектах производств, природном газе, их роли в жизни человека и проблемах загрязнения окружающей среды.
- сообщения о влиянии веществ на человека и окружающую среду;
- разработка и защита учебных проектов с валеологическим направлением, где главным объектом являются продукты питания («Шоколад и здоровье детей», «Что выбирает молодое поколение: Пепси или молоко», «Мороженое», «Мед и его польза», «Хлеб – всему голова»);
Пути формирования действий коммуникативной ориентации:
- совместная разработка и защита проектов мини-группами учащихся по 2–3 человека;
- участие школьников в дидактических играх;
- работа в паре (при выполнении лабораторной работы, самостоятельной работы);
- элементы дискуссии, беседы на уроках при изучении новой темы, при закреплении изученного материала.
Пути формирования действий регулятивной ориентации:
- освоение правил техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в быту (выполнение лабораторных работ в химической лаборатории, домашнего эксперимента);
- решение экспериментальных, качественных и количественных задач;
- формулирование цели, планирование и проведение простейших опытов и измерений при помощи наиболее часто используемых приборов;
- представление результатов измерений в виде таблиц;
- формулирование выводов на основе наблюдений;
- разработка проектов валеологического значения;
- внесение необходимых дополнений или изменений в случае неверного решения с учётом оценки полученного результата самим обучающимся, учителем, товарищами (работа над ошибками);
- осознание качества и уровня усвоенного материала;
- преодоление трудностей на пути достижения целей.
Блок познавательных универсальных учебных действий является ведущим и проходит «красной нитью» через весь курс, поскольку качественный учебный процесс должен быть учебно- познавательным, направлен на формирование первоначальных умений в процессе постановки и решении разного рода задач (проблем).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Центр "Точка роста" (кабинет химии)