МОУ "Лицей г. Пучеж"
г. Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
  • Химия в быту

    7-11 класс
    Бесплатно
    Естественная наука

    Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание программы расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии на жизнедеятельность человека.

    Актуальность данного курса обусловлена:

    • необходимостью соединения предметного знания с жизненным контекстом, что является важным условием для формирования внутренней учебной мотивации;
    • возможностью формирования надпредметного и межпредметного взгляда на природу изучаемого;
    • развитием самообразовательных умений и навыков;
    • востребованностью полученных знаний в практической деятельности;
    • реализацией углубленного изучения отдельных тем с целью подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА;
    • наличием в школе всех необходимых ресурсов для проведения данного курса.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    1 год обучения

    Введение (1ч). История развития химии. Химическая азбука: символика, химическая формула, химическое уравнение.

    1.      Математика в химии (4 ч). Масса атома и молекулы. Массовая доля элемента и расчеты по ней. Воздух и объемная доля газа в газовых смесях.

    Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего?

    2.      Химия в природе (7ч). Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в природе. Химия и биология. Биогенные элементы. Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды. Кристаллическая и др. вода. Химические реакции вокруг нас. Горение и тление. Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды (органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность).

    3.      Химия в доме (8ч). Химические вещества в нашем доме. Химия чистоты. Химчистка дома. Соли в природе, соли в клетке. Косметика и химия. Строительная химия.

    Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств. Практическая работа 4: Выведение пятен.

    Практическая работа 5: Приготовление растворов для бытовых нужд. Путешествие по домашней аптечке – игра.

    4.      Химия и продукты питания (7ч.). Продукты питания и энергия. Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Пищевые добавки. Молоко и молочные продукты. Качество продуктов и здоровье

    Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам). Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания

    Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

    Практическая работа 9. Исследование йогурта.

    5.      Химия в промышленности (5 ч.). Химическая промышленность Московской области. Профессии, связанные с наукой химией. Химия в биотехнологии. Экологический компонент

    химических производств. Экологическая безопасность атмосферы. Экологическая безопасность воды.

    Игра «Последний герой».

     2 год обучения

    Предусматривает изучение и повторение материала по химии в ходе выполнения расчетных и экспериментальных задач, проведения лабораторных опытов и практических работ, создания исследовательских мини-проектов. При этом максимально полно должна прослеживаться самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Позиция учителя состоит в том, что он корректирует, инструктирует учащихся и создает условия для самостоятельной отработки значимых навыков.

    Введение (1 час) : Химия и глобальные проблемы человечества.

    Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Роль химии как науки в решении проблем.

    1.  Вещество и опыты с ним (8 часов)

    Методы исследования состава веществ, моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле. Многообразие химических веществ в природе. Направления использования веществ в технике. Закон постоянства состава вещества. Вариативность задач с использованием понятия

    «молекулярная формула».

    Практические занятия: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом.

    2.  Вещества в технике и быту (ознакомление с характеристиками отдельных веществ).

    2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (11 часов)

    Химические превращения в теории и на практике. Типы и условия химических превращений. Символьная запись химической реакции. Стехиометрические законы химии. Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ (открытые, полуоткрытые и закрытые). Задачи с использованием цепочек. Окислительно-восстановительная реакция. Особенности ОВР в растворах. Гидролиз солей.

    Практические занятия: 1. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ.

    2.  Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ.

    3.  Особенности ОВР в растворах.

    3.Смеси в природе и технике. (7 часов)

    Классификация смесей. Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси.

    Природные смеси. Растворы. Смеси в практической деятельности и в жизни человека. Задачи с использованием смесей. Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей (решение через систему уравнений).

    Практические занятия: 1. Приёмы разделения смесей. 2. Определение количественного содержания жира в молоке.

    4.  Законы химии. (3 часа)

    Закон сохранения массы и энергии. Основные газовые законы в химической реакции (Гей- Люссака, Авогадро, Менделеева - Клапейрона). Применение законов в химической и производственной практике (решение производственных задач, написание уравнений химических реакций).

    5.    Химия и промышленность ( 3 часа).

    Отрасли химической промышленности. Важнейшие технологические приемы, используемые при производстве химических продуктов. Химия и лакокрасочная промышленность: природные красители и их использование, искусственные краски, проблемы загрязнения окружающей среды и их решения. Бытовые химические вещества (строительные и отделочные материалы, СМС, лекарства).

    ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
    Способствовать развитию познавательного интереса учащихся не только к химической науке, но и к процессу обучения в целом, ценности химических знаний как части мировоззрения современного человека.

    РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
    В курсе предусморены следующие пути формирования действий, направленных на развитие личностных качеств учащихся.

    Пути формирования действий ценностной ориентации:

    • диспуты, исследования и обсуждения на тему экологической направленности: «Химия питания», «Бытовая химия», «Медицинская химия», «Проблемы загрязнения воды, воздуха на территории края, страны, мира», «Адское озеро», «Вулканы и их последствия», «Что такое смог? Причины и влияние его на организм человека»
    • разработки учебных проектов о воде, воздухе, химических аспектах производств, природном газе, их роли в жизни человека и проблемах загрязнения окружающей среды.
    • сообщения о влиянии веществ на человека и окружающую среду;
    • разработка и защита учебных проектов с валеологическим направлением, где главным объектом являются продукты питания («Шоколад и здоровье детей», «Что выбирает молодое поколение: Пепси или молоко», «Мороженое», «Мед и его польза», «Хлеб – всему голова»);

    Пути формирования действий коммуникативной ориентации:

    • совместная разработка и защита проектов мини-группами учащихся по 2–3 человека;
    • участие школьников в дидактических играх;
    • работа в паре (при выполнении лабораторной работы, самостоятельной работы);
    • элементы дискуссии, беседы на уроках при изучении новой темы, при закреплении изученного материала.

    Пути формирования действий регулятивной ориентации:

    • освоение правил техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в быту (выполнение лабораторных работ в химической лаборатории, домашнего эксперимента);
    • решение экспериментальных, качественных и количественных задач;
    • формулирование цели, планирование и проведение простейших опытов и измерений при помощи наиболее часто используемых приборов;
    • представление результатов измерений в виде таблиц;
    • формулирование выводов на основе наблюдений;
    • разработка проектов валеологического значения;
    • внесение необходимых дополнений или изменений в случае неверного решения с учётом оценки полученного результата самим обучающимся, учителем, товарищами (работа над ошибками);
    • осознание качества и уровня усвоенного материала;
    • преодоление трудностей на пути достижения целей.

    Блок познавательных универсальных учебных действий является ведущим и проходит «красной нитью» через весь курс, поскольку качественный учебный процесс должен быть учебно- познавательным, направлен на формирование первоначальных умений в процессе постановки и решении разного рода задач (проблем).

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
    Центр "Точка роста" (кабинет химии)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике