Дорожная карта - подготовка к ЕГЭ
Сочинение 2022-2023 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения
Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам указанного банка.
Структура закрытого банка тем итогового сочинения
Разделы и подразделы |
1 |
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
1.1. |
Внутренний мир человека и его личностные качества |
1.2. |
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом |
1.3. |
Познание человеком самого себя |
1.4. |
Свобода человека и ее ограничения |
2 |
Семья, общество, Отечество в жизни человека |
2.1. |
Семья, род; семейные ценности и традиции |
2.2. |
Человек и общество |
2.3. |
Родина, государство, гражданская позиция человека |
3 |
Природа и культура в жизни человека |
3.1. |
Природа и человек |
3.2. |
Наука и человек |
3.3. |
Искусство и человек |
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
-
связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
-
нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
-
касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
-
позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
-
побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем:
Номер темы |
Тема |
112 |
Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести? |
204 |
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? |
301 |
Семейные ценности и их место в жизни человека. |
409 |
Свобода человека и ее ограничения |
505 |
Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? |
610 |
Чему человек может научиться у природы? |
Периоды подготовки к сочинению (изложению) в 2022/2023 учебном году |
не позднее чем за 2 недели
до дня проведения итогового сочинения (изложения) |
Регистрация на участие в итоговом сочинении (для выпускников прошлых лет) |
Периоды проведения сочинения (изложения) |
Основной |
7 декабря 2022 года |
Дополнительный |
1 февраля 2023 |
3 мая 2023 |
Формы документов на участие в итоговом сочинении (изложении):
Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления участников итогового сочинения (изложения), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Форма заявления на участие в ИС от выпускника текущего года
Бланки итогового сочинения (изложения) 2022-2023 учебного года
Участникам итогового сочинения
Расписание занятий по подготовке к ГИА
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПРОЙДЕТ В 2023 ГОДУ С КОНЦА МАЯ ПО КОНЕЦ ИЮНЯ.
Правила оформления бланков единого государственного экзамена в 2022 году
Приказ Департамента образования Ивановской области № 431-о от 18.04.2021 года "Об утверждении правил заполнения бланков ЕГЭ в 2021 году"
Правила заполнения бланков ЕГЭ
Проект расписания ЕГЭ и ГВЭ-11 в 2023 году
Приказ о переносе сочинения
Приказы по итоговому сочинению (изложению)
Приказы Департамента образования Ивановской области
Письмо Департамента образования Ивановской области от 30.11.2020 № 4621-008/01-12 "О сроках проведения итогового сочинения (изложения)"
Приказ Департамента образования Ивановской области от 21.10.2020 № 937-о "Об утверждении мест написания итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020-2021 учебном году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 21.10.2020 № 937-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 17.11.2020 № 1009-о "Об утверждении состава комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020-2021 учебном году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 17.11.2020 № 1009-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 13.11.2020 № 1004-о "Об утверждении инструкций для образовательных организаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020 - 2021 учебном году"
Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от 13.11.2020 № 1004-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 17.11.2020 № 1008-о "Об утверждении списка общественных наблюдателей на итоговое сочинение (изложение) в Ивановской области в 2020-2021 учебном году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 17.11.2020 № 1008-о
Приказы Департамента образования Ивановской области
Письмо Департамента образования Ивановской области от 30.11.2020 № 4623-008/01-12 "О местах подачи заявлений на прохождение ГИА -11 в 2020-2021 учебном году"
Приложение 1 Список мест регистрации заявлений
Приложение 2 Образец справки
Приказ Департамента образования Ивановской области от 30.11.2020 № 1053-о "Об утверждении форм заявлений, журналов на участии в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе едином государственном экзамене, памятки о правилах проведения единого государственного экзамена, памятки о правилах проведения государственного выпускного экзамена в 2021 году в Ивановской области"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 30.11.2020 № 1053-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 12.02.2021 № 133-о "Об утверждении пунктов проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Ивановской области в 2021 году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 12.02.2021 № 133-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 15.02.2021 № 138-о "Об утверждении состава членов государственной экзаменационной комиссии Ивановской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 15.02.2021 № 138-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 26.10.2020 № 961-о "Об утверждении схемы организации и проведения итогового сочинения (изложения) в Ивановской области в 2020 - 2021 учебном году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 26.10.2020 № 961-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 № 872-о "Об утверждении документов для проведения итогового сочинения (изложения)"
Приложения к приказу Департамента образования Ивановской области от02.10.2020 № 872-о
Приказ Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 № 861-о "Об утверждении форм бланков итогового сочинения (изложения), инструкции по заполнению бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году"
Приложение к приказу Департамента образования Ивановской области от 02.10.2020 № 861-о
2021-2022 учебный год
Расписание ГИА - 2022
Дорожная карта по подготовке выпускников11 класса к ЕГЭ МОУ «Лицей г.Пучеж» в 2021-2022 учебном году
Расписание занятий по подготовке к ГИА
Определены сроки и места регистрации участников итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году
ФИПИ опубликовал комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения 2021/22 учебного года
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год, которые были утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинений Минпросвещения России.
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:
1.Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
- Преступление и наказание – вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Памятка по проведению итогового сочинения
Приказ Департамента образования Ивановской области о местах написания сочинений
Департамент образования Ивановской области провел 18 ноября в 17.00 областное родительское собрание в режиме on-line по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов.
На собрании рассматривались вопросы подготовки к экзаменам, особенностям процедуры проведения экзаменов.
Все, кто не смог подключиться к трансляции, могут посмотреть собрание в записи, размещенной по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=U1EIabLhnSA
8 (495) 104-68-38 «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» доверия ЕГЭ
8 (495) 984-89-19 «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ
8 (4932) 41-49-80, 8 (4932) 59-01-71 «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» Ивановской области по вопросам организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ с понедельника по пятницу с 09:00 до 17:30 мск.
8 (49345) 2-14-33 Отдел образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района с понедельника по четверг с 8:00 до 17:00, в пятницу с 8:00 до 15:45